«Хуйня какая-то!»

"Хуйня какая-то!"

О том, как я потратила 400 рублей на современное искусство.

Этот пост зрел давно, ещё с июля 2016 года, когда я побывала в центре Жоржа Помпиду в Париже. В здании музея несколько уровней, где можно встретить не только современных художников. Тем не менее, именно искусству 21 века отведено особое место. И вот ходила я среди урн из Бруклина, сплющенных шкафчиков из какой-то школы всё того же Бруклина (да-да, я была именно в Париже — просто художник оказался бруклинский), каких-то конусов из ламп и думала…

"Хуйня какая-то!"
Центр Жоржа Помпиду

В чём прикол? А точнее — когда и по какой причине искусство превратилось в эпатаж? К ответам на этот вопрос мы ещё обязательно вернёмся, а пока — поговорим о современном российском искусстве.

"Хуйня какая-то!"
Центр Жоржа Помпиду

С 10 марта по 14 мая в музее «Гараж» (Москва, ул. Крымский Вал, д. 9, стр. 32) проходит триеннале современного российского искусства. Весь мой Инстаграм уже сходил, да не по разу, и я решила тоже не отставать. Скажу честно, отдавать 400 рублей за билет (для студентов и пенсионеров — 200 рублей) было жалко, но я решила, что лучше культурно обогатиться, чем лишний раз пожрать, поэтому достала из кошелька четыре раза по сто, получила билет и пошла культурно обогащаться.

На триеннале представлены работы 60 российских художников. Скажу честно — вникала я далеко не во всё, а лишь в то, что зацепило. Да и вникнуть было не так уж и сложно — каждому из гостей выставки давали увесистый томик, где рассказывалось про каждого представленного художника. Теперь вкратце о том, что меня зацепило.

Объединение «Наденька» и швейный кооператив «Швемы»

Один из первых залов, с которого начинается выставка, — это зал, посвящённый проблемам женщин в современном обществе. Объединение «Наденька» через свои вышивки, которые развешены на стенах, рассказывает об истории феминизма: когда у женщины появилось право на аборт, право на участие в выборах, право на получение профессии и многое другое. Также художницы задаются актуальными вопросами о том, когда в нашей стране появятся законы о домашнем насилии, об однополых браках, о праве на оплату домашнего труда (вот про домашний труд я не очень поняла, если честно).

"Хуйня какая-то!"
Объединение «Наденька»

А кооператив «Швемы» рассказывает о том, как мало зарабатывают женщины, работающие на швейных предприятиях в странах третьего мира. И вообще — рассуждают о женском труде.

"Хуйня какая-то!"
Швейный кооператив «Швемы»

Тема феминизма всегда была животрепещущей для меня, поэтому эта часть выставки не могла не запасть в мою феминистстскую душонка.

Мусор из Нижнего Тагила

Владимир Селезнёв из найденного в своём родном Нижнем Тагиле мусора создал целый город. При освещении это всё кажется просто мусором, но как только свет гаснет — ты видишь настоящий мини-мегаполис… На мой взгляд — интересная работа. О многом заставляет задуматься, а если точнее — из чего же состоят наши города на самом деле. Да и в нашем 21 веке проблема мусора и его утилизации — актуальна как никогда…

"Хуйня какая-то!"
Работа Владимир Селезнёва

«Женское, мужское, красное»

Да: эта работа последняя из тех, которую я восприняла всерьёз. Остальное: либо не зацепило, либо я поржала, либо вообще не поняла. Итак — «женское, мужское, красное» — работа Ильгизара Хасанова, художника из Татарстана. В середине экспозиции висят всевозможные красные предметы, которыми люди пользовались в СССР, на левой стене —  мужские предметы из Советского союза, а справа — женские.

"Хуйня какая-то!"
Работа Ильгизара Хасанова

Всё рассматривать было крайне любопытно, а особенно женскую сторону. Там висели потёртые, видавшие виды сумочки-клатчи, а рядом с каждой сумкой чёрно-белая фотография её владелицы… Я очень люблю старые вещи, а особенно те, что хранят историю. Было интересно фантазировать, куда каждая из девушек ходила с этой сумочкой: на работу, на свидание, а, может, брала её с собой в отпуск в какую-нибудь Ялту (не знаю, почему в Ялту). В общем — люблю такое.

"Хуйня какая-то!"
Работа Ильгизара Хасанова

А всё остальное…

… за пределами моего понимания. Огромная сшитая из ткани шахматная доска с такими же сшитыми пельменями, вместо фигур.

"Хуйня какая-то!"
Пельмешки

Видео с какой-то девушкой в золотом вечернем платье, ползущей на корточках по парковке; фотографии с тем, как женщина сцеживает молоко (вот ничего не могу с собой поделать, но процесс кормления грудью вызывает у меня отвращение) и её рассуждения на этот счёт. Причём, ладно бы там была какая-то глубина, а просто, типа «Из меня потекло молоко…» — ну классно, чё! А один художник — Владимир Архипов — собирает со всего мира всякие странные вещи, которые были созданы обычными людьми, не видящими в них эстетической красоты. Зато художник увидел. Например, в ванной в каркасе кровати или в смешной держалке для трусов с китайского рынка…

"Хуйня какая-то!"
Работа Евгении Лаптевой

Удивил корнер на первом этаже, где люди могли сами что-нибудь порисовать, тем самым тоже став современными художниками. И в этом же закутке стоит нераспакованный доширак, а напротив него фотографии людей, которые его едят. Супер.

"Хуйня какая-то!"
Дошик

«Хуйня какая-то»

Особенно интересно было наблюдать за теми, кто так же, как и ты, пришёл на выставку. Подслушивать их разгоровы и следить за реакциями…

Особенно мне понравился парень, который почти у каждой экспозиции говорил своему другу: «Сфоткай меня с соском», «сфоткай меня с попóм», «Ой, а сфоткай меня с пельмешкой». И напротив каждого экспоната принимал позу, будто бы держит его на ладони.

Понравилась фраза девушки: «Ну если на то пошло, то гараж моего деда может спокойно сойти за объект современного искусства».

И топ-3 услышанных на выставке фраз завершает высказывание мужчины лет 60-ти, который пришёл на триеннале со своей дочерью. Или с внучкой. Или с любовницей. Или с женой. Стою в гардеробе, надеваю пальто и слышу, как этот мужчина говорит: «И чё ты привела меня сюда? Не современное искусство, а хуйня какая-то!». В общем, сказал, как отрезал.

Дёшево

А теперь мой вердикт — прикольно, но выглядит дёшево. Вспоминаю легендарную выставку Марины Абрамович в 2011 году всё в том же «Гараже» — тогда он ещё находился на Новослободской. Тогда язык уверенно поворачивался назвать это искусством. Да, эпатажно, да, упорото, но качественно, красиво и не лишено смысла. То же было и в центре Жоржа Помпиду. Всё как-то глубже, продуманнее, качественнее…

Так в чём же прикол?

И возвращаясь к вопросам, поставленным в начале: «В чём прикол? А точнее — когда и по какой причине искусство превратилось в эпатаж?». Нет никаких сомнений, что цель современного искусства — удивить, сэпатировать, привлечь внимание зрителя к существующей проблеме через шок. Но почему так? Потому что людей уже не удивишь красивой картиной или скульптурой. Широкую публику по крайней мере — точно. Поэтому сейчас к этому приплетают какую-то тайну и загадку, сиську и письку, грудное молоко и держалку для трусов. И я — положа руку на сердце — ничего против этого не имею. Я лишь за то, чтобы это было красивым, качественным, продуманным и завершённым. А не тяп-ляп. От триеннале осталось впечатление именно такое — тяп и ляп.

Внимание — вопрос!

А были ли вы на этой выставке? Понравилось или нет? И вообще — что думаете о современном искусстве?

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *