Девять советов, как начать лучше писать

Как перестать писать в стол

Написать хороший текст — который прочтёт каждый, даже самый ленивый, — это сродни созданию кодов для атомных реакторов: ссыкатно пиздец — но сделать надо, причём чётко и без ошибок. В связи с чем хочу поделиться с вами некоторыми приёмами, которые помогли мне усовершенствовать как свои посты в Инстаграме, так и заказные тексты.

Я помню свою самую-самую первую статью. Писала я её с адской болью. Это была статья про музей Джона Леннона в Санкт-Петербурге для газеты «Вечерний Челябинск». Она у меня сохранилась до сих пор и её даже можно прочитать. Мне было 16 лет, и я уже точно знала, что буду поступать на журфак; и когда я покончила с текстом, я даже представить себе не могла, что это будет так тяжело. Кстати, я до сих пор помню своего ментора — выпускницу журфака ЮУрГУ Александру (фамилию забыла). Она была классная.

Не буду врать — боль никуда не делась. Она до сих пор меня посещает: когда пишешь на заказ о чём-то, от чего уже тошнит, но сделать надо. Однако эта боль другого порядка. Буквы (за девять лет-то практики) уже сами вылетают из-под пальцев, зато вот мысли… Когда текст тебе тошнотворен, мысль обезвоживается и в конвульсиях пытается что-то тебе дать. Но не может. Вот это и есть боль. Но не будем о грустном, а перейдём непосредственно к советам: тому, что мне в своё время помогло начать лучше писáть (да-да, именно «писáть», с ударением, ибо двусмысленность) и преодолевать боль.

1. Найдите любимого автора

Желательно пишущего на языке, на котором и вы пишите. Удивительно — но при постоянном чтении — начинаешь перенимать манеру изложения автора. Лично мне в своё время очень помог Чехов. Из языка убралось всё лишнее — я раньше очень грешила вводными конструкциями.

2. Пишите, как будто это сообщение близкому другу

Это очень важно! Как только начинаешь стараться кому-то угодить (например, своему редактору) — получается говно. Поэтому важно расслабиться и писать свободно. Но хочу отметить: эмодзи в виде какашек, мат и дружеские инсайдерские шуточки иногда лучше опустить.

3. Перечитывайте написанное вслух

Когда просто перечитываешь текст, не видишь процентов 30 ошибок, как минимум. При произнесении написанного — картина разительно меняется. Ещё чтение вслух очень (!) важно при создании диалогов. Нередко бывает такое, что когда проговариваешь прямую речь вслух, понимаешь, что звучит она нереалистично. И сразу чувствуешь — где лучше написать по-другому.

4. Пишите искренне, либо не пишите

Это, конечно, не касается всяких копирайтинговых историй или новостного жанра. Однако если рамки позволяют вам писать не безлично, то старайтесь быть максимально честными с читателями. Даже если это просто пост в Инстаграме или Фейсбуке. Все эти «вчера встретился с одним человеком, понял одну мысль, и пришёл к тому, что жизнь — это счастье! Давайте радоваться жизни вместе!» — людей только злят. Если вы хотите чем-то поделиться, но понимаете, что пока не готовы написать об этом прямо, — лучше не писать вообще. Все эти «завуалированности» — пустышки, которые лень добивать до конца, потому что они не дают читателю ровным счётом ничего.

5. Если мысль не идёт

Понимаю, ваша мысль обезвожилась и бьётся в конвульсиях. Такое бывает и нередко. Что делать? Если это какой-то материал постфактум о событии, где вы присутствовали физически, попытайтесь вспомнить о своих чувствах. Быть может, что-то вас разозлило или умилило, запомнился запах или вкус, ваш взгляд задержался на каком-то человеке. После того, как вспомнили, — попытайтесь оформить это в текст. На самом деле — нет ни одного в этом мире события, о котором было бы нечего написáть.

Если же речь идёт о какой-нибудь заказной статье про машинку для депиляции зоны бикини — и ты уже не знаешь, что ещё можно написать, а у тебя строгий лимит — 8 000 знаков: попробуй следующую штуку. Отойди от компа, ляг на кровать, сядь в кресло — в общем, покинь рабочую зону. И представь: ты — обычный читатель, который наткнулся на статью про депиляцию волос с лобка. Что бы ты хотел в ней увидеть? Что привлекло бы в этой статье конкретно тебя? В общем, «поставь себя на место другого» — вполне себе действенный приём.

6. Убирай лишнее

Да-да, звучит просто — понимаю. Да и краткость — далеко не моя сестра. Однако могу сказать с уверенностью 99%, что любой автор чувствует — где он растёкся, и где можно это всё шваброй подтереть. А если чувствует — почему не убирает? Жалко! Я ж так старался, душу вкладывал. Здесь себя жалеть нельзя. Потому что большой объём отпугивает 80% читателей, и лучше убрать один-другой абзац, но быть прочитанным, чем не быть прочитанным вообще.

7. Читатель — не дурак

И не надо для него всё разжёвывать на полстраницы. А если он что-то не поймёт — всегда можно погуглить. Однако и совсем в эзотерику уходить не стоит, пичкая читателя обилием терминов и слов, которые «стыдно не знать». Стыдно — быть графоманом с манией величия, всё остальное — вопрос двух-трёх кликов.

8. Цель текста

Перед тем, как ты садишься что-то писать, задайся главным вопросом: что я хочу от читателя в итоге? Чтобы он купил продукт? Захотел посетить что бы то ни было? Задумался над своей жизнью? Просветлился? Просто прочёл мой длиннопост в Инстаграме, потому что ему скучно? Так или иначе — но эта цель должна сквозить между строк. Конечно, прямые призывы могут быть — «налетай, торопись, покупай живопись» — но между строк это всё-таки между строк.

9. Пиши для живого человека

А не какой-то неведомой аудитории. Абстрагироваться, конечно, сложно, но важно понимать, что читать это будет такой же хомосапиенс, как и ты. Поэтому подумай сам: какие статьи тебе нравится читать, какие нет; что ты бросаешь уже на втором абзаце, а что — взахлёб дочитываешь до конца? Вспомни, что тебя цепляет в чужих текстах? Подстёгивает? Постарайся то же самое передать в своей работе.

10. Будь грамотным, но без фанатизма

Даже самый грамотный на свете человека допускает опечатки и делает ошибки. Для этого существуют редакторы и корректоры. Поэтому если от тебя на работе требуют 100% грамотность — потребуй в ответ отдельную комнату отдыха с единорогами, какающими тайским манго и писающими грейпфрутовым фрешем. Но! Не всегда есть в твоей жизни корректор. Поэтому, чтобы увидеть максимальное количество ошибок — сегодня текст пишем, а завтра редактируем. И, конечно же, всё читаем вслух.

Безусловно — аспектов создания текста великое множество. И у каждого — свои правила и приёмы. Я не претендую на последнюю инстанцию истины, поделилась лишь тем, что само разработалось за годы писательства. Завершу цитатой великого Хемингуэя: if you can’t write you shouldn’t write. Всем хороших текстов!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.